Суть наставничества
Наставничество – хороший способ для того, чтобы молодой человек мог быстро адаптироваться к требованиям современного образования.
Цель практики наставничества в широком смысле слова – организовать молодого учителя так, чтобы он быстро и качественно начал выполнять свои обязанности без помощи других.
Среди приоритетных задач наставничества выделяют:
- снижение «текучки», особенно среди молодежи;
- привитие сотрудникам корпоративного духа, сохранение и удержание ценных кадров;
- помощь с адаптацией, сокращение ее времени, контролируемость и системность процесса;
- минимизация конфликтов за счет того, что под наставничеством молодой специалист будет совершать меньше ошибок.
Виды и методы наставничества в школе
Глобально в школе практику наставничества делят на 2 направления: взаимодействие с молодыми специалистами и с уже опытными сотрудниками. Новичкам нужно оказать помощь по адаптации к работе с учениками и их родителями, а опытным сотрудникам подсказать, как решить нестандартные вопросы, возникающие по ходу учебного процесса.
Молодые специалисты |
Опытные сотрудники |
Познакомить с местом работы и коллективом Рассказать о преимуществах работы учителем в школе Проинформировать о грантах, конкурсах, возможностях для развития педагога Показать, как вести отечность в учебном заведении Первое время сопровождать молодого педагога на уроках |
Методическая помощь Помощь в работе с трудными детьми, детьми мигрантов, учениками с низким уровнем знаний и разработке для них индивидуальных планов обучения Подготовка специалиста к аттестации Помощь, связанная с участием в конкурсах, грантах и т. д. |
Функции наставника молодого специалиста
1. Составить план по адаптации молодого сотрудника.
2. Информировать новенького о корпоративной культуре, правилах делового общения, поведения, традициях в коллективе.
3. Контролировать изложение теоретической части на уроках.
4. Выявить проблемные места в профессиональной подготовке и помочь их устранить.
Если есть необходимость, то помогать готовиться к конкурсам.
Этапы наставничества в школе
Практику наставничества в образовательной организации делят на 3 крупных этапа.
- Знакомство. Важно отделять роль наставника от роли руководителя. То есть директор или завуч отвечают за всю школу и не могут пренебрегать своими основными обязанностями, чтобы уделить должное внимание новичками. Именно поэтому первичную адаптацию берет на себя наставник.
- Обучение. У молодого сотрудника на первых порах может быть достаточно много вопросов по отчетности, документообороту, взаимодействию с учениками, их родителями, коллективом. Как раз их и стоит рассматривать вместе с наставником. Конечно, опытный специалист не обязан разбирать каждый вопрос лично, но должен так выстроить процесс, чтобы молодой учитель смог получить ответ достаточно оперативно.
- Контроль. Этот этап помогает понять, как хорошо молодой учитель умеет применять знания на практике. То, как выстраивается контроль, зависит от вида деятельности. Если идет подготовка к диагностикам, то качество работы отслеживается через результаты предметных диагностик, а качество самих уроков по предмету можно оценить, исходя из их посещаемости. Очень важно дать обратную связь специалисту, чтобы он увидел свои зоны роста.
Преимущества и недостатки наставничества
У наставничества, как и у любого явления, есть свои плюсы и минусы
Преимущества
- Эффективная и быстрая адаптация. Молодой учитель становится достаточно компетентным в кратчайшие сроки. Соответственно, хорошо вливается в школьную жизнь, и его ученики успешно проходят диагностики.
- Снижение текучести кадров. Те, кто имеют хорошие перспективы в будущем, обычно адаптируются достаточно легко и быстро.
- Улучшение показателей школы. Это стратегическая цель каждого учебного заведения, и достигается она благодаря более мотивированным и подготовленным кадрам.
- Повышение лояльности. Каждому новому специалисту будет приятно, если его тепло примут в коллективе и помогут освоиться.
- Целостность корпоративных стандартов. Культура заведения показывается более опытными сотрудниками. Такой подход вызывает доверие.
Недостатки
В большинстве своем они связаны с качеством внедрения данного механизма:
- Личность. Не каждый может быть наставником. Человек в той или иной степени должен обладать лидерскими качествами и педагогическим талантом. Важно, чтобы эта роль была интересна людям, и они были заинтересованы в ней.
- Разность характеров. Наставник и молодой специалист могут не симпатизировать друг другу и не сработаться.
- Отсутствие баланса. Допустим, молодого учителя могут сильно загрузить теорией и упустить практическую часть, либо, наоборот, много спрашивать с него, без опоры на теоретическую базу. Несколько рискует и наставник. Он может так погрузиться в свои новые обязанности, что у него не будет хватать времени на выполнение основных.
- Пристальный контроль. Очень важно разбирать большие системные ошибки и не акцентировать внимание на мелких недочетах. Иначе чрезмерная критика может отпугнуть молодого специалиста. Ведь никому не понравится столь навязчивый контроль, слежка и оценивание.
Как можно отследить результаты работы наставника?
Среди наиболее значимых, видимых и понятных результатов выделяют:
- Повышение профессиональной квалификации и мастерства учителя.
- Развитие качественных здоровых отношений между учителями и с другими коллегами.
- Формирование в учебном заведении особой категории педагогов, которые будут обучать молодых специалистов и брать ответственность за этот процесс.
Каким требованиям должен отвечать наставник?
Ему необходимо четко представлять цели своей деятельности, разрабатывать программу педагогической помощи для каждого молодого специалиста, уметь наладить хорошие межличностные отношения с наставляемыми, знать требования и потребности школы в этой сфере педагогической практики, диагностировать, наблюдать, анализировать и вести контроль деятельности своего подопечного. Обучающий педагог отвечает перед руководством образовательного учреждения за подготовку молодого специалиста.
Какие качества должен иметь наставник?
- Быть компетентным в своей области.
- Быть осведомленным об особенностях своего образовательного учреждения и характере отношений в педагогическом коллективе.
- Уметь общаться с людьми.
- Быть эмпатичным, понимать и ценить чувства другого человека, его позицию.
- Иметь интерес к данной деятельности, желание мыслить нестандартно, привносить что-то творческое в процесс.
Вывод
Наличие педагога-наставника является ключевым аспектом для успешного функционирования и развития школ. Наставничество не только способствует повышению квалификации молодых специалистов, но и улучшает образовательные результаты, создавая условия для профессионального роста и развития. Важно, чтобы образовательные учреждения осознали значимость этой роли и активно работали над созданием эффективной системы наставничества, что в конечном итоге приведет к улучшению качества образования и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных справляться с вызовами современного мира.