Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" города Пикалёво
Ленинградская область, Бокситогорский район
  • Наставничество

    Суть наставничества

    Наставничество – хороший способ для того, чтобы молодой человек мог быстро адаптироваться к требованиям современного образования.

    Цель практики наставничества в широком смысле слова – организовать молодого учителя так, чтобы он быстро и качественно начал выполнять свои обязанности без помощи других.

    Среди приоритетных задач наставничества выделяют:

    - снижение «текучки», особенно среди молодежи;

    - привитие сотрудникам корпоративного духа, сохранение и удержание ценных кадров;

    - помощь с адаптацией, сокращение ее времени, контролируемость и системность процесса;

    - минимизация конфликтов за счет того, что под наставничеством молодой специалист будет совершать меньше ошибок.

    Виды и методы наставничества в школе

    Глобально в школе практику наставничества делят на 2 направления: взаимодействие с молодыми специалистами и с уже опытными сотрудниками. Новичкам нужно оказать помощь по адаптации к работе с учениками и их родителями, а опытным сотрудникам подсказать, как решить нестандартные вопросы, возникающие по ходу учебного процесса.

    Молодые специалисты

    Опытные сотрудники

    Познакомить с местом работы и коллективом

    Рассказать о преимуществах работы учителем в школе

    Проинформировать о грантах, конкурсах, возможностях для развития педагога

    Показать, как вести отечность в учебном заведении

    Первое время сопровождать молодого педагога на уроках

    Методическая помощь

    Помощь в работе с трудными детьми, детьми мигрантов, учениками с низким уровнем знаний и разработке для них индивидуальных планов обучения

    Подготовка специалиста к аттестации

    Помощь, связанная с участием в конкурсах, грантах и т. д.

    Функции наставника молодого специалиста

    1. Составить план по адаптации молодого сотрудника.

    2. Информировать новенького о корпоративной культуре, правилах делового общения, поведения, традициях в коллективе.

    3. Контролировать изложение теоретической части на уроках.

    4. Выявить проблемные места в профессиональной подготовке и помочь их устранить.

    Если есть необходимость, то помогать готовиться к конкурсам.

    Этапы наставничества в школе

    Практику наставничества в образовательной организации делят на 3 крупных этапа.

    • Знакомство. Важно отделять роль наставника от роли руководителя. То есть директор или завуч отвечают за всю школу и не могут пренебрегать своими основными обязанностями, чтобы уделить должное внимание новичками. Именно поэтому первичную адаптацию берет на себя наставник.
    • Обучение. У молодого сотрудника на первых порах может быть достаточно много вопросов по отчетности, документообороту, взаимодействию с учениками, их родителями, коллективом. Как раз их и стоит рассматривать вместе с наставником. Конечно, опытный специалист не обязан разбирать каждый вопрос лично, но должен так выстроить процесс, чтобы молодой учитель смог получить ответ достаточно оперативно.
    • Контроль. Этот этап помогает понять, как хорошо молодой учитель умеет применять знания на практике. То, как выстраивается контроль, зависит от вида деятельности. Если идет подготовка к диагностикам, то качество работы отслеживается через результаты предметных диагностик, а качество самих уроков по предмету можно оценить, исходя из их посещаемости. Очень важно дать обратную связь специалисту, чтобы он увидел свои зоны роста.

    Преимущества и недостатки наставничества

    У наставничества, как и у любого явления, есть свои плюсы и минусы

    Преимущества

    • Эффективная и быстрая адаптация. Молодой учитель становится достаточно компетентным в кратчайшие сроки. Соответственно, хорошо вливается в школьную жизнь, и его ученики успешно проходят диагностики.
    • Снижение текучести кадров. Те, кто имеют хорошие перспективы в будущем, обычно адаптируются достаточно легко и быстро.
    • Улучшение показателей школы. Это стратегическая цель каждого учебного заведения, и достигается она благодаря более мотивированным и подготовленным кадрам.
    • Повышение лояльности. Каждому новому специалисту будет приятно, если его тепло примут в коллективе и помогут освоиться.
    • Целостность корпоративных стандартов. Культура заведения показывается более опытными сотрудниками. Такой подход вызывает доверие.

    Недостатки

    В большинстве своем они связаны с качеством внедрения данного механизма:

    • Личность. Не каждый может быть наставником. Человек в той или иной степени должен обладать лидерскими качествами и педагогическим талантом. Важно, чтобы эта роль была интересна людям, и они были заинтересованы в ней.
    • Разность характеров. Наставник и молодой специалист могут не симпатизировать друг другу и не сработаться.
    • Отсутствие баланса. Допустим, молодого учителя могут сильно загрузить теорией и упустить практическую часть, либо, наоборот, много спрашивать с него, без опоры на теоретическую базу. Несколько рискует и наставник. Он может так погрузиться в свои новые обязанности, что у него не будет хватать времени на выполнение основных.
    • Пристальный контроль. Очень важно разбирать большие системные ошибки и не акцентировать внимание на мелких недочетах. Иначе чрезмерная критика может отпугнуть молодого специалиста. Ведь никому не понравится столь навязчивый контроль, слежка и оценивание.

    Как можно отследить результаты работы наставника?

    Среди наиболее значимых, видимых и понятных результатов выделяют:

    • Повышение профессиональной квалификации и мастерства учителя.
    • Развитие качественных здоровых отношений между учителями и с другими коллегами.
    • Формирование в учебном заведении особой категории педагогов, которые будут обучать молодых специалистов и брать ответственность за этот процесс.

    Каким требованиям должен отвечать наставник?

    Ему необходимо четко представлять цели своей деятельности, разрабатывать программу педагогической помощи для каждого молодого специалиста, уметь наладить хорошие межличностные отношения с наставляемыми, знать требования и потребности школы в этой сфере педагогической практики, диагностировать, наблюдать, анализировать и вести контроль деятельности своего подопечного. Обучающий педагог отвечает перед руководством образовательного учреждения за подготовку молодого специалиста.

    Какие качества должен иметь наставник?

    • Быть компетентным в своей области.
    • Быть осведомленным об особенностях своего образовательного учреждения и характере отношений в педагогическом коллективе.
    • Уметь общаться с людьми.
    • Быть эмпатичным, понимать и ценить чувства другого человека, его позицию.
    • Иметь интерес к данной деятельности, желание мыслить нестандартно, привносить что-то творческое в процесс.

    Вывод

    Наличие педагога-наставника является ключевым аспектом для успешного функционирования и развития школ. Наставничество не только способствует повышению квалификации молодых специалистов, но и улучшает образовательные результаты, создавая условия для профессионального роста и развития. Важно, чтобы образовательные учреждения осознали значимость этой роли и активно работали над созданием эффективной системы наставничества, что в конечном итоге приведет к улучшению качества образования и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных справляться с вызовами современного мира.

    Документы

    Методические рекомендации и памятки

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике